- Задержки в производстве полупроводников (чипов) больно ударили по автомобилестроительному сектору – в одной лишь Северной Америке отставание от плановых объемов производства превысило отметку в 1 миллион транспортных средств.
- Американские производители Ford, Stellantis и GM пострадали больше других – в совокупности они задержали выпуск 855 000 машин.
- В современных автомобилях используется от 500 до 1 500 различных чипов.
Чипы, или полупроводниковые приборы, используются во всех сложнейших электрических и цифровых устройствах в мире. К ним относятся компьютеры и смартфоны, но также и другие продукты, которые становятся все более «умными», включая бытовую технику, часы и особенно автомобили.
На автомобильную промышленность приходится огромная доля глобального потребления чипов, ведь современные машины оснащаются интеллектуальными и сложными развлекательными и навигационными системами и датчиками. В современном автомобиле можно насчитать от 500 до 1 500 различных чипов, отвечающих за самые различные функции.
Однако с наступлением пандемии COVID-19 в 2020 году перераспределение потребительского спроса и замедление темпов экономического роста заставило замедлить производство полупроводников. К сожалению, для возврата цепочки поставок к допандемийному уровню может потребоваться долгое время – до полутора лет.
Дефицит больнее всего ударил по американскому автопрому
По мере реабилитации глобальной экономики и роста спроса на цифровые устройства производственно-сбытовая цепочка чипов начала испытывать трудности в связи со своим по-прежнему низким объемом предложения.
И к сожалению автопроизводителей основной удар пришелся на них.
![](https://static.tildacdn.com/tild6636-6138-4138-b763-373931393138/table1.jpg)
Хотя большинство крупнейших мировых автопроизводителей располагают производственными мощностями в Северной Америке, по оценкам, дефицит больнее всего ударил по американским компаниям. Среди 1,1 млн автомобилей, производство которых столкнулось с задержками, на долю Ford, Stellantis и GM приходится 855 000 машин. В особенно трудной ситуации оказалась компания Ford – среди десяти моделей автомобилей, производство которых отстает больше всего, на долю этой корпорации приходится пять из них. Абсолютным лидером по задержкам стали авто Ford F-series, выпуск которых ниже планового на 109 710 единиц.
![](https://static.tildacdn.com/tild6431-6432-4965-b963-373865326231/table2.jpg)
Влияние на другие компании, производственные мощности которых расположены за пределами Северной Америки, оказалось не таким суровым. По оценкам, совокупное отставание от объемов выпуска трех японских автоконцернов Honda, Nissan и Toyota составило 108 549 единиц, а такие корпорации как Hyundai и Volvo испытывают трудности с производством менее 3 000 автомобилей.
Чем же вызвана такая большая разница? Ответ кроется в том, где компания закупает и устанавливает чипы. Так, в частности, чрезмерная зависимость американских корпораций от чипов из Китая, Кореи и Тайваня заставила правительство США начать поиск возможных решений, и не так давно Сенатом были одобрены субсидии в размере 52 млрд долларов США на развитие производства чипов внутри страны.
Остается лишь гадать, когда закончится текущий дефицит чипов, поскольку все больше компаний и стран изо всех сил пытаются нарастить объемы выпуска автомобилей. Вопрос о том, хватит ли финансов, выделяемых правительством США, и сколько времени уйдет на ускорение очень медленных темпов производства, по-прежнему остается незакрытым.