На самом ли деле генеративный искусственный интеллект является катализатором следующей промышленной революции? Или же искра его успеха скоро погаснет? Суждено ли работникам контролировать решения ИИ и управлять им? Возможно, что сбудется один, все или несколько из этих сценариев. Однако несмотря на то, как быстро большие языковые модели и инструменты подняли популярность систем искусственного интеллекта, стало понятно, что однозначного и простого ответа нет.
Варианты применения ИИ на рабочем месте продолжают эволюционировать в этой противоречивой среде. Результаты последнего исследования консалтингового агентства Boston Consulting Group (BCG) демонстрируют отношение сотрудников к применению ИИ на рабочем месте в наши дни по сравнению с их настроением пять лет назад.
В ходе исследования было опрошено 13 тысяч человек в 18 странах, включая руководителей высшего и среднего звена, а также рядовых сотрудников. Ответы подразделялись на пять категорий в зависимости от личного отношения респондентов: любопытство, оптимизм, обеспокоенность, уверенность и безразличие.
Оптимизм и спокойствие в отношении внедрения ИИ
В целом, уровень любопытства в отношении внедрения ИИ в рабочие процессы сохранился с 2018 года (60%). В то же время, несмотря на стремительное развитие ИИ в последние пять лет, или, возможно, благодаря ему, более 50% опрошенных работников сообщили об оптимистическом отношении к влиянию искусственного интеллекта на работу – рост с 2018 года составил 17 процентных пунктов. И хотя оставшиеся 30% опрошенных сообщили о своей обеспокоенности повсеместным применением ИИ, число сторонников этого мнения сократилось на 10 процентных пунктов за тот же период.
Очевидно, что респонденты относятся к использованию систем ИИ в работе более благосклонно по сравнению с 2018 годом. Но это еще не все. Уверенность респондентов в том, как ИИ может повлиять на их работу, также выросла (+5 процентных пунктов), а уровень безразличия существенно снизился (-7 процентных пунктов).
Учитывая бурное развитие генеративного искусственного интеллекта с конца 2022 года, не удивительно, что люди стали знать об ИИ больше, чем пять лет назад. Это подтверждается числом пользователей платформы ChatGPT, которое выросло до 1,8 миллиарда человек.
Оптимистично настроенные руководители и обеспокоенные сотрудники
Как и в любом исследовании, следует взглянуть на детали. BCG отмечает, что настрой в отношении ИИ кардинально отличается среди сотрудников разных уровней.
Хотя в 2023 году две трети опрошенных руководителей оптимистично относятся к идее внедрения ИИ в рабочие процессы, их взгляды разделяют менее половины рядовых сотрудников. Последние также чаще всего сообщали о своей обеспокоенности планами по использованию ИИ (около 40%).
Важно отметить, что среди рядовых сотрудников доли тех, кто относится к ИИ положительно, и тех, кто опасается его внедрения, практически равны.
Мнение руководителей среднего звена в отношении ИИ было ближе к руководителям высшего звена, хотя некоторые эксперты уверены, что риск их замещения системами искусственного интеллекта очень велик.
Расширение сфер применения и оптимизма в отношении ИИ
После того как спустя всего два месяца после запуска количество пользователей нейросети ChatGPT выросло до 100 миллионов, стало ясно, что все больше людей пытаются экспериментировать с генеративным искусственным интеллектом.
В рамках исследования BCG было отмечено, что постоянные пользователи систем ИИ (которые применяют ИИ на своей работе как минимум один раз в неделю) относятся к ним как минимум в три раза оптимистичнее людей, опасающихся влияния ИИ на свою работу.
Даже среди редких пользователей число оптимистично настроенных людей в два раза выше обеспокоенных. Самый высокий уровень беспокойства был зафиксирован в группе респондентов, никогда не использующих ИИ.
Изображение ниже поможет понять, кто относится к группе постоянных пользователей ИИ.
80% руководителей высшего звена, принявших участие в опросе, сообщили, что уже регулярно используют инструменты искусственного интеллекта также, как и 46% руководителей среднего звена и 20% рядовых сотрудников. Эти результаты не удивительны.
Люди на высших руководящих должностях как правило стремятся оставаться на передовой современных бизнес-тенденций, и благодаря отсутствию четко определенных ролей им доступно больше свободы в том, чтобы пробовать, использовать и внедрять инструменты ИИ на своих рабочих местах.
В то же время системам ИИ пока еще не дан зеленый свет на массовую интеграцию в рабочие процессы, что не позволяет рядовым сотрудникам попробовать их в деле.
Будет ли ИИ использоваться на рабочих местах или нет?
Вне зависимости от того, насколько определенно можно утверждать, что искусственный интеллект лишит людей работы, участники опроса сошлись во мнении, что применение искусственного интеллекта на рабочем месте в той или иной степени повлияет на их занятость.
Чуть более трети опрошенных полагают, что к 2023 году их работа окажется под угрозой, а подавляющее большинство респондентов (86%) заявили, что им необходимо пройти обучение, чтобы адаптироваться к тому, как ИИ изменит их работу.
Учитывая скорость трансформации этой области, повышение квалификации может стать самым безопасным решением в условиях революционного роста искусственного интеллекта.