В 2011 году во всем мире было продано около 55 тысяч электромобилей. 10 лет спустя, в 2021 году, этот показатель достиг 7 миллионов.
Благодаря расширению доступа к электричеству во многих странах мировой рынок электромобилей за последнее десятилетие рос в геометрической прогрессии. Используя данные Международного энергетического агентства (МЭА), мы подготовили инфографику, на которой наглядно представлен рост объема продаж электромобилей в мире с 2011 года, а также выделены страны, ставшие крупнейшими рынками авто на электрической тяге.
Начало эпохи электромобилей
С 2011 по 2015 год мировые продажи машин с электрическими двигателями росли в среднем на 89% в год, причем примерно треть из них приходилась на долю одних только Соединенных Штатов.
В 2014 году самым крупным рынком электромобилей стали США, за ними следовали Китай, Нидерланды, Норвегия и Франция. Однако все поменялось в 2015 году, когда объем продаж таких машин в Китае вырос на 238% по сравнению с 2014 годом, что сделало его мировым лидером.
К этому росту в Китае готовились несколько лет: правительство предоставляло щедрые субсидии на покупку электротранспорта, а также стимулировало его производство. В 2016 году китайские потребители приобрели больше электромобилей, чем все остальные страны мира вместе взятые, и они не стали останавливаться на достигнутом: в 2021 году на долю Поднебесной пришлось более половины от общего мирового объема продаж.
Продажи электромобилей по странам в 2021 году
После замедления темпов роста в 2019 году, год спустя – в 2020-м, объем продаж электромобилей в мире вырос на 38%, а в 2021-м увеличился более чем вдвое. Двигателем роста стал Китай – в 2021 году там было продано больше электрических авто, чем во всем остальном мире вместе взятом в 2020 году.
На рынке Китая представлено более 300 моделей электромобилей, что больше, чем в любой другой стране, а также в этой стране расположены четыре из десяти крупнейших производителей аккумуляторных батарей. Более того, средняя цена на электромобили в Китае всего на 10% выше, чем на обычные модели, по сравнению с наценкой в 45-50% на других крупных рынках.
В Германии, которая является ведущим авторынком Европы, в 2021 году было продано около 700 тысяч электромобилей, что на 72% больше, чем в 2020 году. Здесь расположены заводы крупнейших в Европе производителей электротранспорта, таких как Tesla, Volkswagen, а китайский аккумуляторный гигант CATL планирует построить или уже открыл "гигафабрики". В целом объем продаж в Европе в 2021 году увеличится на 65%, что подтверждается присутствием семи европейских стран в десятке лидеров.
В США также наметилось оживление: в 2021 году продажи электромобилей выросли более чем в два раза после двухлетнего спада. Этому росту способствовало увеличение доступности электрических моделей на 24%, а также наращивание выпуска автомобилей Tesla, на долю которых приходится половина общего объема продаж электромобилей в США.
Господство Tesla в США
Tesla по праву считается самой известной в мире компанией, занимающейся производством электромобилей, и с ее доминирующим положением в США не может поспорить ни один другой автопроизводитель.
В период с 2011 по 2019 год на долю Tesla пришлось 40% всех проданных электромобилей в США. Кроме того, начиная с 2015 года модели Tesla остаются самыми продаваемыми в США.
В 2021 году Tesla продала более 50% авто с элекродвигетелем в США, при этом Model Y, выпущенная в 2019 году, заняла первое место. Более того, Model Y сохранила статус самого продаваемого электромобиля и в первом квартале 2022 года, а доля Tesla на этом рынке составила 75%.
Несмотря на популярность Tesla, скоро она может столкнуться с трудностями, ведь другие автопроизводители выпускают новые модели и наращивают объемы выпуска электромобилей. Например, General Motors планирует выпустить 20 моделей автомобилей на электрической тяге к 2025 году, а Ford рассчитывает нарастить ежегодный объем производства до 2 миллионов машин к 2026 году. Учитывая это, в ближайшие годы конкуренция со стороны новых участников рынка может привести к сокращению доли Tesla в общем объеме продаж.