Мировая судоходная отрасль стоит на пороге перемен, которых не было со времен перехода от паруса к паровой тяге.
В 2018 году объем выбросов парниковых газов в этом сегменте транспорта достиг 1,1 миллиарда метрических тонн, что эквивалентно 2,89% от всех антропогенных, или вызванных деятельностью человека, выбросов. По данным Международной морской организации (ИМО), в 2050 году этот показатель может увеличиться еще на 90-130% от исходного уровня 2008 года.
На этой инфографике мы расскажем о трех способах, которые могут сделать морские контейнерные перевозки более экологичными.
1. Остановка роста выбросов от контейнеровозов
В отличие от личного транспорта, для которого существует проверенная и пригодная для коммерческого использования технология электромобилей, для морских перевозок универсального решения еще не придумано. Однако существующие технологии и модернизация конструкции судов могут помочь существенно снизить общий уровень выбросов флота.
По данным одной из крупнейших судоходных компаний Seaspan, модернизация гребных винтов (6,5%), покрытие корпуса судна (до 5,0%) и модернизация главных двигателей (4,4%) сами по себе не обеспечат нулевого уровня выбросов, но в совокупности позволят добиться значительной экономии.
Интересно, что наибольший потенциальный эффект может принести замедление движения судов (8,5%), в результате которого снижается расход топлива и, как следствие, объем выбросов. В гонке за нулевым уровнем выбросов вполне может победить медленное и стабильное движение.
2. Плавание по океану на "зеленых" источниках топлива
Однако в долгосрочной перспективе изменения в конструкции судов не решат основную проблему, которая заключается в зависимости отрасли от органического топлива. Уже ведется разработка кораблей, работающих на альтернативных видах топлива, таких как аммиак, метанол и даже энергия ветра, но многие из этих проектов пока находятся на ранних этапах.
Чтобы помочь ускорить развитие, на ежегодной конференции ООН по климату COP26 группа стран взяла на себя обязательство создать "зеленые" судоходные маршруты, по которым будут курсировать корабли на альтернативных видах топлива. Эта инициатива получила название "Декларация Клайдбанка", которую подписали 24 страны, включая США и Великобританию, и вместе они надеются активизировать переход к морским перевозкам с нулевым уровнем выбросов.
3. Вытеснение ископаемых видов топлива
Многие собственники и операторы морских транспортных средств изучают возможность использования сжиженного природного газа (СПГ) в качестве промежуточного вида топлива на период развития альтернативных технологий. СПГ позволяет сократить выбросы CO2 в атмосферу на 13,2-16,6% по сравнению с обычным флотским мазутом - вязким остаточным топливом с высоким содержанием серы, поэтому неудивительно, что на долю контейнеровозов, работающих на СПГ, приходится 29,23% существующих заказов.
Однако, поскольку все контейнеровозы, за исключением 2,4% нынешнего мирового флота, работают на органическом топливе, впереди еще долгий путь.
На верном пути
В соответствии с Киотским протоколом 1997 года ИМО была учреждена в качестве платформы для принятия мер по борьбе с изменением климата для судоходной отрасли, и многие критикуют организацию за недостаточно быстрые и масштабные действия в области борьбы с изменением климата.
На заседании Комитета по защите морской среды в июле 2023 года ИМО приняла новую стратегию борьбы с выбросами парниковых газов, в которой вместо обязательных целей были установлены "ориентировочные целевые показатели" сокращения выбросов на 2030 и 2040 годы, а также обязательство достичь нулевого уровня выбросов "приблизительно к 2050 году с учетом различных условий в отдельных странах". ИМО также отказалась установить цену на углерод.
Даже в отсутствие твердых целей многие представители отрасли не собираются медлить с решением климатической проблемы. Компания Seaspan, являющаяся одним из крупнейших в мире независимых владельцев контейнеровозов, принимает активные меры по экологизации своего флота. Недавно компания подписала соглашение о модернизации 15 судов, оснастив их двигателями, работающими на двух видах топлива, в том числе на метаноле, с возможностью установки таких двигателей еще на 45 кораблях.