Всего три десятилетия назад совокупный объем экспорта из государств Африки составлял 106 миллиардов американских долларов в год, а основными потребителями товаров с этого континента был Запад. К 2020 году Африке удалось утроить объемы экспорта, однако сейчас основной поток продукции направляется в Азию.
Бо́льшая часть стоимости экспортных товаров из Африки приходится на природные ресурсы, такие как нефть, золото, алмазы, природный газ и уголь. Кроме них на международном рынке наблюдается высокий спрос на африканскую сельскохозяйственную продукцию – чай, кофе и хлопок.
Но какие же страны являются крупнейшими потребителями товаров с самого жаркого материка?
На этой инфографике, основанной на данных Атласа экономической сложности Гарвардского университета, отражена динамика изменений структуры потребителей экспортной продукции из Африки за последние три десятка лет. Указаны страны-покупатели 1% и более от общего объема экспорта. Процентные значения округлены.
Эволюция экспорта товаров из Африки с 1995 по 2005 год
Многие годы США оставались ведущим направлением для экспорта африканских товаров, что объясняется высоким спросом на нефтепродукты в этой стране. Пик потребления товаров из Африки Соединенными Штатами пришелся на 2005 год, когда североамериканская держава импортировала одну пятую от общего объема экспорта с африканского континента в этом году. Если говорить об общей стоимости ввезенной в Америку продукции в 2005 году – она достигла 55 миллиардов долларов США.
В таблице ниже мы представили страны, в которые за период с 1995 по 2005 год Африка поставила 1% или более от общего объема экспортной продукции.
На страны Западной Европы – Италию, Францию, Испанию, Германию, Бельгию и Великобританию, приходилась значительная доля потребления африканской продукции в этом периоде. Отчасти это объясняется сложившимися за века отношениями и колониальным наследием, но также процветанию торговли способствовали и другие инициативы, например, Ломейские конвенции 1976 года, благодаря которым в отношении продукции из развивающихся африканских государств (в частности из бывших колоний) был введен режим беспошлинного ввоза в Европу в обмен на помощь в целях развития.
В середине 2000-х годов Китай также начал потреблять большие объемы экспортной продукции из Африки, поскольку стремительные темпы индустриализации спровоцировали скачок спроса на сырьевые товары – нефть, железную руду и медь. Все три продукта занимают большую долю в структуре экспорта африканского континента.
Рост доли Азии в потреблении африканских товаров с 2010 по 2020 год
К 2010 году сумма экспорта продукции из Африки выросла до 481 миллиарда американских долларов, что спровоцировало изменения на мировом рынке. Во-первых, США стали сокращать импорт африканских нефтепродуктов благодаря росту добычи нефти и газа внутри страны.
В то же время Китай в рамках своей широкой геополитической стратегии приступил к активному поиску ресурсов и возможностей для инвестиций в рынки развивающихся стран. К 2015 году Поднебесная обогнала США и стала ведущим потребителем товаров из Африки, что привело к сдвигу в торговой динамике континента.
Состав стран с долей потребления африканской экспортной продукции 1% и выше в период с 2010 по 2020 год представлен в следующей таблице:
К Китаю в тройке лидеров присоединились Индия и ОАЭ, которые также переживают период активной индустриализации, в связи с чем растет спрос на африканские товары. В 2020 году почти 40% экспорта из стран Африки направлялось для сбыта в Азию, причем Китай и Индия лидировали по объемам торговли.
По сравнению с ними Западная Европа постепенно начала терять свою позицию как по доле, так и по стоимости импортируемых из Африки товаров. Наряду с ростом спроса со стороны развивающихся стран усилилась диверсификация африканских экспортных потоков: все большая доля африканского экспорта направляется в страны Азии (Малайзию, Пакистан), Восточной Европы (Польшу, Россию), а также на внутренний рынок африканского континента (Демократическую Республику Конго, Уганду).
Будущее африканского экспортного рынка
Хотя крупнейшие рынки сбыта экспортной продукции из Африки сейчас находятся за пределами континента, существует огромный нереализованный потенциал для межрегионального экспорта, доля которого в 2020 году составляла всего 15% от общей стоимости экспортных товаров.
В настоящее время наблюдается тенденция к расширению этого торгового потока: в 2018 году была создана Африканская континентальная зона свободной торговли (AfCFTA), целью которой является сокращение торговых барьеров между африканскими странами. По оценкам ООН, эта зона способна обеспечить формирование рынка объемом 3 триллиона долларовСША только в пределах континента. Экономические интересы африканского континента, население которого растет очень быстро, высоки как никогда ранее.