The Economist 2024

ДЕСЯТЬ ТЕНДЕНЦИЙ - ТЕНДЕНЦИЯ 8

ИИ становится реальностью

Генеративный искусственный интеллект открывает большие перспективы для бизнеса, но не стоит рассчитывать на его мгновенное внедрение

Когда в конце 2022 года состоялся запуск сервиса ChatGPT, он быстро стал сенсацией. Уже через два месяца 100 миллионов пользователей задавали боту всевозможные забавные запросы ("Напиши мне рэп, в котором содержатся упоминания о Губке Бобе Квадратные Штаны"). Число людей, ищущих информацию об искусственном интеллекте в поисковой системе Google, резко выросло, и это породило энтузиазм среди инвесторов по поводу всевозможных проектов в области ИИ. Однако, по мнению многих инвесторов и предпринимателей, реальные перспективы связаны с его использованием в бизнесе. В бизнес-сегменте ИИ можно внедрить быстрее, но это не значит, что все произойдет в одночасье.
Потенциал очень велик. По данным консалтинговой компании McKinsey, три четверти случаев применения технологий генеративного ИИ в бизнесе будут приходиться на четыре области: работу с клиентами, маркетинг и продажи, разработку программного обеспечения, а также исследования и разработки. Ориентироваться в сложном налоговом кодексе или кратко излагать юридический документ может стать проще простого. Достаточно ввести нужный запрос, и первый вариант рекламного текста появится как по волшебству. Уже сейчас многие программисты используют для создания кода Copilot – инструмент для кодирования от Microsoft. Согласно исследованиям, наибольшую пользу от применения генеративного ИИ получают профессиональные работники с эффективностью ниже среднего уровня, что сулит фирмам значительный рост производительности.
Кроме того, многие инструменты генеративного ИИ станут доступнее по сравнению с предыдущими технологиями. Это совсем не похоже на появление персональных компьютеров или смартфонов, когда работодателям требовалось закупать большое количество оборудования, или даже на электронную коммерцию, когда розничным компаниям было необходимо сперва создать физическую инфраструктуру, прежде чем открывать интернет-магазин. Многие компании смогут сотрудничать со специалистами в области ИИ-технологий для создания специализированных инструментов. Такие компании, как Microsoft и Google, уже интегрируют генеративный ИИ в свое офисное ПО, что вскоре позволит любому пользователю, открывающему документ или электронную таблицу, применять эти инструменты.
Многие крупные корпорации уже экспериментируют. Так, банк Morgan Stanley внедрил ИИ для разработки инструмента, который поможет в управлении капиталом. Фармацевтическая компания Eli Lilly заключила сделку со стартапом, разрабатывающим "автономные лаборатории" для выявления перспективных молекул, с использованием которых будут осуществляться разработка, испытания и коммерческая реализация лекарственных препаратов. Около 5% вакансий, размещенных крупными американскими банками в период с 2020 по июнь 2023 года, включают упоминание об искусственном интеллекте, а около 8% патентов, зарегистрированных крупными технологическими компаниями в 2020-2022 годах, так или иначе связаны с ИИ.

Возникают два других лагеря: недоверчивые и нежелающие

Однако не все компании с энтузиазмом относятся к идее внедрения искусственного интеллекта в свои бизнес-процессы. За пределами технологического мира только треть руководителей международных компаний заявили McKinsey, что они регулярно используют технологии генеративного ИИ в своей работе; около половины опробовали технологию, но приняли решение не использовать ее, а примерно пятая часть вообще не знакомы с ней.
Начнем с недоверчивых. Некоторые компании проявляют настороженность, поскольку многие аспекты технологии еще требуют доработки. Чат-боты часто "галлюцинируют", то есть придумывают вещи, которые звучат очень правдоподобно, но тем не менее далеки от фактов. Писатели, художники, фотографы и издатели пытаются опротестовать использование своих работ в качестве моделей для обучения ИИ в суде. Некоторые компании боятся подвергать себя юридическому риску, используя такие модели, или опасаются репутационного риска, который может возникнуть из-за галлюцинаций ИИ. Так, банк JPMorgan Chase запретил применять ChatGPT, хотя и экспериментирует с ИИ в других областях.
Другие компании предпринимают первые попытки использовать ИИ с нежеланием. Различия в поведении компаний, находящихся на грани производственных возможностей, и менее производительных фирм, объяснимы. Задержки в адаптации технологии могут быть очень долгими. Например, несмотря на то, что некоторые компании начали активно использовать Интернет в начале 1990-х годов, к концу 2000-х годов только две трети американских предприятий имели свой веб-сайт. Во многих организациях применяются устаревшие системы. Достаточно вспомнить японский банк, в котором до сих пор используется язык COBOL. Это может сделать внедрение передовых технологий непростой задачей. Менеджеры, работающие в государственном секторе или в отраслях с жестким регулированием, таких как коммунальное хозяйство, могут не испытывать особого желания внедрять инновации. А ведь на эти отрасли приходится значительная часть экономики: в Америке – четверть ВВП.
Нежелание стимулировать распространение инноваций может исходить и от работников. Хотя технология обещает избавить от рутинной работы, некоторые люди опасаются, что в конечном итоге она может вытеснить их с рабочих мест. Согласно опросу, проведенному консалтинговой компанией BCG, работники среднего звена чаще испытывают беспокойство и менее оптимистично относятся к генеративному ИИ, чем менеджеры и руководители. В некоторых случаях профсоюзы могут намеренно тормозить внедрение технологий; некоторые из них могут дойти и до гильдии сценаристов в Голливуде, которая бастовала в течение 2023 года, в том числе из-за опасений по поводу воздействия искусственного интеллекта на рабочие места.
Что же тогда должен думать о технологии ИИ заинтересованный руководитель? Прежде чем принимать решение о том, следует ли внедрять эту технологию с энтузиазмом или с настороженностью и нежеланием, необходимо провести трезвую оценку ожидаемых выгод и затрат, связанных с использованием пока еще новой и потенциально рискованной технологии. Самое главное, чтобы сотрудники были готовы к внедрению. Поэтому обратите внимание на их страхи и убедите в преимуществах эксперимента.

The Economist 2024
Made on
Tilda